|
ИЗУЧАТЬ, ИЗУЧАТЬ, ИЗУЧАТЬ
Я хочу написать пару строк для тех, кто трудится над составлением проповедей. Зачем это мне? Дело в том, что проповедь является очень трудным и важным занятием и подходить к ней нужно с максимальным вниманием и осторожностью. Ведь мы пытаемся излагать, трактовать Слово Божие, и отсебятина в этом роде занятия просто неуместна.
Я начал проповедовать почти сразу после покаяния и мне это очень понравилось. Людям кстати тоже нравились мои проповеди они часто меня хвалили. Далее я поступил учиться в Библейский колледж и после того как прошел курс по изучении Библии, я просмотрел свои прошлые конспекты проповедей и ужаснулся от своей неграмотности. Нет, не от грамматической, а от Евангельской неграмотности.
Евангельская грамотность – это когда ты действительно понимаешь учение Евангелия и учишь в этом ракурсе других людей. А когда проповедник спрашивает аудиторию: «поднимите руки те, кто уверен, что если за ними сейчас придет Господь, то Он их заберет с Собой». Никто не поднял! И даже проповедник не был уверен в этом. Хотя в Евангелии написано: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6:47). Выходит, если ты не уверен в том, что Господь тебя сейчас заберет с Собой, ты не уверен в том, что имеешь вечную жизнь? И все люди в церкви не поднявшие руки на вопрос проповедника являются неверующими? Мне кажется, что они просто евангельски неграмотные, и виноваты прежде всего в этом их проповедники. А чтобы стать евангельски грамотным нужно изучать и изучать Учение Господа.
Еще я вспомнил, как я иногда готовил проповеди. Часто перед самой проповедью, выбрав несколько понравившихся мне стихов, я быстро находил, как мне казалось, главную мысль, и больше полагаясь на свое вдохновение, чем на хорошее длительное изучение Писания, выдавал это все своим слушателям. Получали ли мои слушатели духовную пищу (питательную) от таких «проповедей». Наверное получали, если вдумывались не в саму проповедь, а слова из Писания.
Длительное изучения Слова Божия является практически главным критерием определяющем хорошо доступную и истинную Евангельскую проповедь. Наш преподаватель в колледже говорил, что отводит на подготовку проповеди не менее 40 часов. И его изучение продолжается не только тогда, когда он сидит за книгами, но когда он просто гуляет, проводит часы досуга с семьей и т.д.
Знаю, что в некоторых церквях проповеди готовятся по такой схеме: открывается любое место Писания – этот текст считается «данным свыше», прочитывается и после чтения, как правило, происходит «озарение», которое и влагается в уши прихожан. Происходит ли все описанное выше в церквях в настоящее время и правилен ли такой метод? Если бы не происходило, то я бы не писал. При мне один брат спросил у других братьев: «есть ли у них слово?», - и не нашедши таковых, открыл Библию, выбрал первый попавший ему на глаза стих и изобрел проповедь за 15 минут!
Такой быстрый метод составления проповеди не основан на Библии. Так в Ездра 7.10 читаем
… Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде.
Вначале Ездра изучал Закон, т.е. вникал в него, сопоставлял и прочее, затем исполнял изученное, а потом уже учил народ.
Тщательно изучать Писание для нужно еще потому что Библия писалась не на русском языке. Сейчас в церквях в основном читают и изучают Библию в синодальном переводе и холодно относятся к другим, выполненными более современными переводчиками. А зря. Говорю это не потому, что Синодальный перевод таит в себе ошибки, нет, в нем нет ошибок в отношении учения, нравственных норм, однако есть устаревшие обороты речи, затрудняющие понимание современного читателя. Здесь и поможет точнее понять смысл слов произнесенных авторов, сочнее передать слушателем то, что проповедник хочет передать изучение Писания в сравнении с другими переводами. Ведь самое главное в изучении Писания, установить такой смысл текста, который заложил в него сам автор, а не то, что показалось изучающему.
Конечно, лучше читать Библию в оригинале, но не каждому это доступно, мертвый язык одному практически невозможно выучить. Переводы, много переводов, подстрочники – это выход из трудного положения.
Еще, что нужно запомнить, не пользоваться сразу комментариями, так как еще есть один неправильный метод изучения: читаются комментарии, мысли других людей, прикрепляются к выбранному стиху и выдаются за свою приготовленную потом и кровью проповедь. Есть даже исторический пример, как проповедники в средние века обленились и для них кто-то готовил проповеди, так называемые гомилии, если я не ошибаюсь, которые они потом просто читали. Мы знаем к чему это привело, народ веками не знал Слова Божиего, церковь продавала индульгенции и прочее.
Комментариями (хорошими, евангельскими) нужно проверять свою проповедь, после того, как она поспела, чтобы не увести народ куда-нибудь вместе с собой.
Еще хочу сказать, что не нужно увлекаться примерами, примеры они должны делать проповедь привлекательной или лучше сказать, захватывать внимание людей, и они должны быть второстепенными, просто облегчать понимание каких-то истин. Народ не должен сосредотачиваться на них, он должен понять истину из проповеди, а потом уже избрать для себя, применять ее на деле или нет. Иногда слышишь проповедь и это просто один какой –то пример из жизни, свой опыт или несколько случаев, часто забавных, а текст не разбирается и истина не устанавливается, стих просто прилепляется к своим измышлениям и читается, для того чтобы утвердить то что взято из своего опыта и выдано за истину.
Можно еще много говорить на эту тему, но не хочется, чтобы произошло какого-нибудь словоблудия. Скажу только одно, что важно всегда говорить о Христе, о Его свершениях, потому что только через Христа человек получает все, а без Него – ничего. А если говорить каждый день, что по воскресеньям нужно ходить в церковь, потому что не ходить плохо, и работать не надо в воскресенье, потому что это тоже плохо (пишу для примера), то в результате в одно прекрасное воскресенье полцеркви точно не придет на Богослужение, а пойдет работать на свои участки.
Говорить о Христе, (и делать это без заумствования – эта тема требует еще пяти страниц, потому что популярна) познав Христа, человек сам не будет делать то что не надо делать.
Прошу вас, господа проповедники и самого себя тоже, изучайте Писание, пожалуйста
Виталий Легких
|